Аюрведа - это древнеиндийская медицинская система. Слово «аюрведа» состоит из двух санскритских слов «аюр» — жизнь и «веда» — знания, наука. Таким образом, аюрведа — это наука о жизни.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения: "Здоровье - это не только отсутствие недугов, но и состояние полного психического, физического и социального благополучия".

С точки зрения аюрведы: "Здоровье – это гармония между телом, разумом и окружением человека".

Основанная на принципах целостности и гармонии между человеком и природой, аюрведа является первоисточником и наиболее развитой наукой по лечению природными средствами. Один из аюрведических принципов гласит: "Всё, что окружает нас, - всё является лекарством, необходимо только распознать его и правильно использовать". Учитывая различные свойства продуктов питания и лекарственных растений применительно к возрасту, полу, типу конституции человека (доши), месту проживания, индивидуальной предрасположенности к тем или иным заболеваниям, суточным и сезонным ритмам, аюрведическая медицина использует целостный (холистический) подход в лечении и оздоровлении человека.

В аюрведе есть три составляющих, которые являются основой лечения:

Принципы аюрведы

Основы аюрведы были заложены мудрецами Индии тысячи лет назад. Согласно ведическим принципам, всю деятельность во вселенной и человеке можно свести к трём функциям - созиданию, организации и разрушению. И баланс между этими тремя функциями, названными Вата, Питта и Капха, - это и есть путь к здоровью.

В аюрведе есть уникальное понятие - тридоша (Вата-Питта-Капха). Тело человека состоит из тканей (дхату), продуктов жизнедеятельности (мала) и энергетического потенциала (доша). Функцией тридоша является помогать созданию всевозможных тканей организма и выводить продукты жизнедеятельности. Тридоша влияет на все процессы преобразования в человеческом организме, сенсорные и многие другие функции организма человека.

Научившись сохранять баланс тридоша, вы сможете предотвратить появление различных болезней; исцелиться от своих заболеваний, достичь полного здоровья - как физического, так и психического.

Конституция человека

В силу конституционных различий все люди по-разному реагируют на внешние воздействия, пищу, медикаменты, методы лечения. Поэтому профилактика и лечение в аюрведе основаны на принципе индивидуальной конституции.  В зависимости от того, какая доша преобладает в организме человека, их подразделяют на три типа:

Свойства преобладающих дош определяют предрасположенность к тем или иным болезням. Большинство людей относятся к смешанным типам (вата-питта, вата-капха и капха-питта). У таких людей иммунитет средний. У людей с преобладанием той или иной доши иммунитет более низкий. Среди них наибольшей сопротивляемостью наделены люди с капха-дошей. У обладателей конституции питта иммунитет менее высок. А сильнее всех подвержены заболеваниям те, кто относится к типу вата.

Следует отметить, что изначальная конституция человека никогда не меняется. На неё могут влиять различные внешние факторы (возраст, время года, прием лекарственных препаратов, профессиональная деятельность), но они не меняют конституцию, а как бы накладываются на неё.

Большинство из нас имеют так называемые «двойные» пракрити, когда доминирующими являются две доши – в этом случае свойства обеих дош могут проявляться в разных сочетаниях.

Для определения индивидуального соотношения дош в вашем пракрити требуется анализ ваших физических, психологических и поведенческих характеристик.

Определив ваше пракрити, аюрведический врач даст вам советы по диете и образу жизни. При необходимости порекомендует препараты и/или процедуры.